Callithrix albicollis | Spix | 1823 |
Источник : | 244 |
Продолжительность жизни | |
---|---|
Максимальная : | 22.8 года |
Половозрелость | |
---|---|
Самцов в : | 1 год |
Самок в : | 1,3 год |
Вес | |
---|---|
При рождении : | 26.5 г |
Взрослой особи : | 255.2 г |
Размножение | |
---|---|
Беременность / инкубация : | 144 дня |
Приплод : | 2 |
Периодичность размножения : | 2 раза в год |
Источники | |
---|---|
244 : | AnAge. The Animal Ageing & Longevity Database. http://genomics.senescence.info/species/index.html |
Аманда Мелин (Amanda Melin) из Университета Калгари выяснила, что приматы, обладатели трехцветного зрения быстрее находят на ветвях деревьев зрелые фрукты различных цветов и питательные листья. В свою очередь, обезьяны-дальтоники лучше распознают маскирующихся насекомых — таким образом, цветовая слепота также может служить эволюционным приспособлением.
Международная группа ученых показала, что голосовой аппарат макак способен воспроизводить звуки человеческой речи — вопреки традиционному представлению об обратном.
У одомашненных животных есть ряд общих черт, которые не характерны для их диких сородичей. Среди них пониженная агрессивность, ослабленный половой диморфизм, смягченные черты лица и нарушенная пигментация. Этот комплекс признаков не сформирован намеренно, а возник в результате отбора на толерантность к человеку.
Согласно гипотезе самоодомашнивания, многие особенности поведения, морфологии и физиологии современных людей также являются результатом отбора на дружелюбие. Некоторые исследователи заходят еще дальше и утверждают, что признаки самоодомашнивания есть и у других видов — например, бонобо (Pan paniscus). Эти приматы конфликтуют друг с другом намного реже обыкновенных шимпанзе (P. troglodytes), что может быть результатом отбора на пониженную агрессивность (правда, новые исследования скорее не подтверждают эту идею: возможно, дружелюбие бонобо — более архаичный признак, чем агрессивность шимпанзе).
Команда ученых во главе с Азифом Газанфаром (Asif A. Ghazanfar) из Принстонского университета решила поискать признаки самоодомашнивания у другого вида приматов — обыкновенных игрунок (Callithrix jacchus), которые населяют леса на северо-востоке Бразилии. Для этого вида характерен высокий уровень социальности: члены групп совместно заботятся о детенышах и делятся пищей с неродственными особями, а также используют для общения развитую вокализацию.
У игрунок отсутствует половой диморфизм, размножение лишено сезонности, а детство длится дольше, чем у других приматов. Кроме того, белое пятно на их лбу можно считать проявлением депигментации. По мнению Газанфара и его коллег, эти черты очень похожи на набор черт, характерных для одомашненных видов. Чтобы подтвердить эту идею, исследователи решили протестировать связь между двумя яркими признаками: размерами белого пятна и склонностью к вокализации. Оказалось, что чем больше пятно, тем с большей вероятностью игрунка отвечает на крик сородича (n=8, р=0,013). При этом спонтанная вокализация никак не коррелирует с окраской (p=0,154).
Предполагается, что комплекс признаков, связанных с одомашниванием и самоодомашниванием, формируется за счет изменений в нервном гребне. Эта эмбриональная ткань дает начало клеткам, которые входят в состав периферической нервной системы, кожи и лицевого скелета. Например, из нервного гребня происходят клетки-меланоциты, окрашивающие волосы млекопитающих в темные цвета. Изучив шерсть двух игрунок, Газанфар и его коллеги обнаружили, что на белых участках на лбу количество меланоцитов понижено.
На последнем этапе авторы провели эксперимент с целью выяснить, как акустический контакт с родителями влияет на развитие белого пятна на лбу игрунок. Для этого они отобрали три пары разнополых гетерозиготных близнецов. Юные игрунки проводили вместе с родителями 23 часа в сутки, однако ежедневно на протяжении сорока минут их помещали в изолированный вольер. Здесь детенышам в ответ на их крики проигрывали голоса взрослых особей, причем один случайно выбранный близнец из пары получал ответный сигнал в ста процентах случаев, а другой — лишь в десяти. Процедура проводилась почти ежедневно на протяжении шестидесяти суток.
Сравнивая окраску близнецов на протяжении пяти месяцев после рождения, исследователи пришли к выводу, что у тех из них, что получали ответ в ста процентах случаев, депигментированный участок на лбу рос быстрее (p<0,001). Авторы полагают, что эти результаты свидетельствуют о связи двух признаков самоодомашнивания. Вопреки традиционным представлениям, развитие одного из них идет не на эмбриональном этапе, а уже после рождения. Это может быть связано либо с особенностями эмбриогенеза игрунок, либо с тем, что клетки нервного гребня продолжают дифференцироваться на постнатальном этапе.
По мнению авторов, основным фактором, который направлял самоодомашнивание игрунок, следует считать совместный уход за потомством, в котором участвуют не только родители, но и их братья и сестры, а также неродственные члены группы. Необходимость поддерживать такой образ жизни исследователи связывают с тем, что у игрунок очень часто рождаются двойни — одной паре мелких обезьянок выкормить их непросто. Коллективное выращивание детей, в свою очередь, привело к отбору на пониженную агрессию, который и вызвал ряд анатомических и физиологических изменений, включая развитую вокализацию для поддержки связей в группе.
Сергей Коленов
Ивонн Цюрхер (Yvonne Zürcher) из Цюрихского университета и ее коллеги решили проверить, как появляется разница в диалектах у разных популяций приматов, в результате научения или из-за разницы в окружении.
Для этого они провели серию экспериментов с участием обыкновенных игрунок (Callithrix jacchus). Эти маленькие обезьяны обитают в тропических лесах в центре и на востоке Бразилии. Диалекты в популяциях игрунок, живущих как в дикой природе, так и в неволе, различаются, так что за их изменением можно наблюдать. Ученые сосредоточились на трех типах вокализаций игрунок — двух сигналах контакта и сигнале «я нашел еду». Когда обезьяны находятся на близком или удаленном расстоянии друг от друга, они общаются с помощью щебечущих звуков или протяжных звуков «фии» соответственно. Сигнал «я нашел еду» означает, что игрунка нашла что-то вкусное и может им поделиться.
Авторы провели два эксперимента с участием двух популяций живущих в неволе игрунок, чьи диалекты были изучены заранее. Сначала ученые проверяли, меняется ли диалект после изменения среды обитания. Они записали вокализации одной из популяций, состоявшей из 12 животных, переселили ее в другое место и фиксировали сигналы, которые издавали обезьянки сразу после переезда, а затем через 5-7 недель после него. Всего ученые записали 4,3 тысячи вокализаций.
Оказалось, что сразу после переезда в новое место у игрунок поменялась структура сигнала «я нашел еду» (p=0,028). Но в течение 5-6 недель вокализация опять изменилась и стала такой же, какой была до переезда на новое место. Вокализации, с помощью которых обезьяны общались друг с другом на близком и дальнем расстоянии, после переезда не изменились.
Во втором эксперименте ученые поместили четырех игрунок из одной популяции (А) недалеко от популяции с другим диалектом (В). Обезьяны из популяций А и В не видели и не могли физически контактировать друг с другом, но они слышали чужие голоса, и, возможно, запахи, и могли реагировать на неизвестные им сигналы. Авторы записывали вокализации обеих групп игрунок в течение 16 недель и записали 5,9 тысяч вокализаций. Потом они посмотрели, насколько изменились сигналы, которыми обменивались «переселенцы» из группы А. В качестве референтной группы они использовали четырех обезьян из популяции В того же пола и статуса, что и игрунки из группы А.
Ученые выяснили, что сигналы контакта (щебечущие звуки и «фии») у обезьян из группы А со временем стали больше похожи на вокализации особей из популяции В (p=0,006 и p<0,001 соответственно). В то же время сигналы «я нашел еду», наоборот, стали еще меньше напоминать аналогичный сингнал в соседней популяции (p<0,001).
Сейчас игрунковых все чаще используют как модельных животных при изучении нейрональных основ поведения, в том числе вокального. Изучая этих обезьян, исследователи пытаются лучше понять происхождение человеческой речи. Авторы считают, что полученные ими результаты смогут стать основой для дальнейших нейробиологических исследований.
Йесмин Гультенкин (Yasemin Gultekin) и Штеффен Гаге (Steffen Hage) решили проследить за тем, является ли родительское взаимодействие обязательным условием для правильного развития коммуникационной системы мармозеток. В их исследовании приняли участие пять детенышей мармозеток из одной семьи. Троих детенышей отделили от родителей в возрасте трех месяцев: их общение с родителями ограничивалось несколькими часами в день. Двое оставшихся жили со взрослыми особями и общались с ними все время.
Ученые обнаружили, что общение с родителями существенно влияет на развитие «фии»-криков: похожих на свистки звуков, которые используются для коммуникации внутри группы. Отсутствие общения с родителями повлияло на однородность спектра таких криков.
Забота родителей необходима для здоровья и выживания обезьянок-мармозеток на начальных этапах жизни. В частности, важно участие отца: у отзывчивых отцов больше детей выживают в течение первого месяца жизни, и впоследствие быстрее набирают вес. Это установили ученые из национального центра изучения приматов Висконсина.
Ученые из Принстоновского университета выяснили, что родители маленьких мармозеток учат своих детей «разговаривать». Они слушают своих детей, и когда те издают похожие на взрослые звуки, отвечают им, и благодаря этому детеныши запоминают, что правильно, а что нет. Искуственная симуляция «учителя», который реагирует на правильные крики детенышей, позволила ускорить процесс их обучения.