Длиннонос бесхвостый трубкогубый - Anoura fistulata: первичные данные

Длинный язык летучей мыши

На фото трубкогубая нектарная летучая мышь (Anoura fistulata) пьет сладкий сироп из соломинки, любезно предоставленной учеными. Так была измерена длина языка этой летучей мыши — почти 8,5 см, что в 1,5 раза превышает длину ее тела! Это рекорд среди млекопитающих и второе место после хамелеонов среди позвоночных.

A. fistulata была открыта в 2005 году в эквадорских Андах, где живут также два близких вида, с которыми ее раньше путали, — Anoura caudifer и бесхвостый длиннонос (Anoura geoffroyi). A. fistulata обитает в горных лесах Анд и влажных лесах предгорий Западного Эквадора, Центральной Колумбии и Перу, а также на пространствах с аридным и семиаридным климатом на юге Колумбии на высоте от 1175 до 2510 м.

У летучих мышей рода Anoura (греческое ἀν означает «отсутствие», οὐρά — «хвост») хвосты либо полностью отсутствуют, либо они очень короткие (3–7 мм), у A. fistulata хвост длиной 4,9 мм и немного выступает за край межбедренной перепонки. Язык у сородичей в два раза короче, чем у A. fistulata: 3,7 см у A. caudifer и 3,9 см у бесхвостого листоноса. Кроме длинного языка A. fistulata отличается удлиненной нижней губой, которая выступает за верхнюю губу на 3,3–4,8 мм и свернута в трубочку. Эту особенность отражает видовое название: fistula переводится с латыни как «трубка». Длинная губа может быть приспособлением для более эффективного извлечения нектара либо просто служить для размещения удлиненного языка.

У летучих мышей подсемейства Glossophaginae (семейство листоносые), в которое входят представители рода Anoura, максимальная длина языка тесно связана с длиной нёба и нижней челюсти. У нектароядных летучих мышей, как и у других млекопитающих, основание языка совпадает с основанием ротовой полости, язык крепится к подъязычной кости и нижней челюсти. У A. fistulata же язык проходит через шею в грудную область, позади трахеи, так что основание языка находится между сердцем и грудиной. Эта часть языка окружена тканевой муфтой, или язычной трубкой (glossal tube). Такой язычной трубки нет ни у каких других летучих мышей, зато есть у панголина (см. картинку дня Язык панголина). Именно она позволила панголину увеличить длину выдвижной части языка.

Летучие мыши подсемейства Glossophaginae пьют нектар и опыляют сотни видов неотропических растений. Цветы этих растений не приспособлены к каким-то конкретным группам летучих мышей (в отличие от растений, цветки которых адаптированы, например, к длине и кривизне клюва колибри). Возможно, это связано с меньшей вариабельностью морфологии ротовых органов летучих мышей по сравнению с клювами птиц или хоботками насекомых.

Однако максимально длинный язык A. fistulata указывает на существование цветка со столь же длинным венчиком. И такой имеется — это Centropogon nigricans из семейства колокольчиковых с длиной венчика 8–9 см. Его пыльцу находили на мордочках A. fistulata, а видеонаблюдения показали, что никакие другие животные его не посещают, так что A. fistulata — вероятнее всего, единственный опылитель этого растения. Специализация на одном виде опылителей крайне редко встречается у цветковых растений, а C. nigricans — единственный подобный пример среди растений, опыляемых летучими мышами. Сами же A. fistulata питаются нектаром и других растений (из семейств бромелиевых,  маркгравиевых, пасленовых), а также дополняют свой рацион насекомыми.

Считается, что именно появление язычной трубки, позволившее летучей мыши увеличить длину выдвижной части языка, послужило предпосылкой для коэволюции языка A. fistulata и цветка C. nigricans. Так и сформировались два удивительных исключения.

Юлия Михневич

Ссылка на статью

Элементы. Элементы большой науки. elementy.ru

GKV,