Амадина зебровая - Taeniopygia guttata: первичные данные

Зебровые амадины распознают по голосу до 52 сородичей

Вокальная коммуникация требует не только способности воспроизводить звуки, но и умения их обрабатывать: так животное может учиться, общаться с другими, воспринимать сигналы об опасности и даже — распознавать сородичей (или наоборот — неприятелей). Успех такой обработки во многом зависит от того, развита ли у вида слуховая память — и сколько информации она может в себе хранить.

Способностью к хранению и использованию информации из слуховой памяти отличаются, например, малюры соотносят тревожные сигналы сородичей с видом хищника, запоминают их и в дальнейшем опасаются, а саваннские воробьи могут учиться петь песни, воспроизведенные через динамики. Также память очень важна для популяций зебровых амадин, которые объединяются в большие группы до сотни особей, а партнера выбирают на всю жизнь. Ученые уже показывали, что представители этого вида распознают сородичей по песням разных типов, но до сих пор не было известно, сколько именно других птиц они могут запомнить. 

Выяснить это решили ученые из Калифорнийского университета в Беркли под руководством Фредерика Туниссена (Frédéric Theunissen). В их исследовании приняли участие 19 взрослых зебровых амадин — как самок, так и самцов — которых обучили распознавать песни отдельных особей, чтобы получить угощение. Для этого птиц сажали в клетку перед кнопкой, на которую можно нажать: при нажатии на кнопку воспроизводилась либо песня сородича, либо сигнал, используемая птицами на расстоянии (distance call). За пять дней эксперимента птицы учились распознавать 16 особей по пению и 12 — по вокализации на расстоянии.

Вознаграждение (угощение) давалось птицам в случайном порядке (20 процентов звуков награждались, а остальные 80 — нет): чтобы получить угощение после вознаграждаемого звука, нужно было подождать шесть секунд, а звук, за которым не следовало угощения, можно было прервать. Так как во время обучения птицы могли свободно нажимать на кнопку в любой момент, с течением времени они учились распознавать сородичей, за вокализацией которых следует вознаграждение. 

Во время тестового периода звуки, которые птицы уже умели распознавать, включали вместе со звуками других, незнакомых птиц — и подсчитывали, с какой вероятностью птица прервет вокализацию или песню птицы, которую она уже знает, по сравнению с птицами, которых она слышит впервые. Оказалось, что всех 16 особей по песням смогли распознать две амадины из 19, а 12 запомнили минимум половину. По вокализациям всех 12 особей распознали четыре амадины, а 15 удалось запомнить половину.

Чтобы определить предел слуховой памяти амадин, ученые повторили эксперимент с участием четырех амадин: в течение шести дней птицы учились распознавать до 56 особей — либо по пению, либо по вокализации. Амадины смогли узнать 40, 52, 30 и 47 сородичей соответственно (в среднем — 42 особи), а двоих амадин проверили через месяц: несмотря на то, что птицы распознавали особей чуть хуже, вероятность того, что они отличат знакомую особь от незнакомой, все равно была выше случайного попадания.

Амадины, таким образом, в действительности могут запоминать достаточно большое количество сородичей по звукам, которые они издают, и хранить эту информацию сравнительно долго. Авторы не исключают, что для предел работы слуховой памяти у амадин в дикой природе может быть еще больше; также они утверждают, что до сих пор способность к запоминанию такого количества сородичей по голосу была, кроме амадин, обнаружена только для человека. 

Елизавета Ивтушок

Ссылка на статью

N+1: научные статьи, новости, открытия. nplus1.ru, www.youtube.com/channel/UCzfybJlm6LRwxBe5Z_BnI2Q

GKV,