Игрунки учатся новому диалекту у соседних популяций
Ивонн Цюрхер (Yvonne Zürcher) из Цюрихского университета и ее коллеги решили проверить, как появляется разница в диалектах у разных популяций приматов, в результате научения или из-за разницы в окружении.
Для этого они провели серию экспериментов с участием обыкновенных игрунок (Callithrix jacchus). Эти маленькие обезьяны обитают в тропических лесах в центре и на востоке Бразилии. Диалекты в популяциях игрунок, живущих как в дикой природе, так и в неволе, различаются, так что за их изменением можно наблюдать. Ученые сосредоточились на трех типах вокализаций игрунок — двух сигналах контакта и сигнале «я нашел еду». Когда обезьяны находятся на близком или удаленном расстоянии друг от друга, они общаются с помощью щебечущих звуков или протяжных звуков «фии» соответственно. Сигнал «я нашел еду» означает, что игрунка нашла что-то вкусное и может им поделиться.
Авторы провели два эксперимента с участием двух популяций живущих в неволе игрунок, чьи диалекты были изучены заранее. Сначала ученые проверяли, меняется ли диалект после изменения среды обитания. Они записали вокализации одной из популяций, состоявшей из 12 животных, переселили ее в другое место и фиксировали сигналы, которые издавали обезьянки сразу после переезда, а затем через 5-7 недель после него. Всего ученые записали 4,3 тысячи вокализаций.
Оказалось, что сразу после переезда в новое место у игрунок поменялась структура сигнала «я нашел еду» (p=0,028). Но в течение 5-6 недель вокализация опять изменилась и стала такой же, какой была до переезда на новое место. Вокализации, с помощью которых обезьяны общались друг с другом на близком и дальнем расстоянии, после переезда не изменились.
Во втором эксперименте ученые поместили четырех игрунок из одной популяции (А) недалеко от популяции с другим диалектом (В). Обезьяны из популяций А и В не видели и не могли физически контактировать друг с другом, но они слышали чужие голоса, и, возможно, запахи, и могли реагировать на неизвестные им сигналы. Авторы записывали вокализации обеих групп игрунок в течение 16 недель и записали 5,9 тысяч вокализаций. Потом они посмотрели, насколько изменились сигналы, которыми обменивались «переселенцы» из группы А. В качестве референтной группы они использовали четырех обезьян из популяции В того же пола и статуса, что и игрунки из группы А.
Ученые выяснили, что сигналы контакта (щебечущие звуки и «фии») у обезьян из группы А со временем стали больше похожи на вокализации особей из популяции В (p=0,006 и p<0,001 соответственно). В то же время сигналы «я нашел еду», наоборот, стали еще меньше напоминать аналогичный сингнал в соседней популяции (p<0,001).
Сейчас игрунковых все чаще используют как модельных животных при изучении нейрональных основ поведения, в том числе вокального. Изучая этих обезьян, исследователи пытаются лучше понять происхождение человеческой речи. Авторы считают, что полученные ими результаты смогут стать основой для дальнейших нейробиологических исследований.