Rousettus arabicus | Anderson, Winton | 1902 | |
Rousettus egyptiacus |
Источник : | 244 |
Продолжительность жизни | |
---|---|
Максимальная : | 22.9 года |
Половозрелость | |
---|---|
Самцов в : | 1 год |
Самок в : | 1 год |
Вес | |
---|---|
При рождении : | 21.06 г |
Взрослой особи : | 125 г |
Размножение | |
---|---|
Беременность / инкубация : | 116 дней |
Приплод : | 1 |
Периодичность размножения : | 2 раза в год |
Источники | |
---|---|
244 : | AnAge. The Animal Ageing & Longevity Database. http://genomics.senescence.info/species/index.html |
Египетские летучие собаки (Rousettus aegyptiacus) могут за одну ночь пролететь десятки километров в поисках вкусных фруктов и безошибочно вернуться в свое пещерное «общежитие». Как они ориентируются? Для ответа на этот вопрос две группы израильских ученых с помощью GPS отслеживали перемещения крылатых сладкоежек, а затем проанализировали полученные данные. Оказалось, что в маршрутах летучих собак достаточно много «срезок» — перелетов между двумя точками напрямик, по пути, по которому они еще не летали. Это означает, что летучие собаки держат в уме карту местности и пользуются ей для ориентирования — так же, как делают люди.
У египетских летучих собак (Rousettus aegyptiacus) большие глаза и зрительное поле. В затемненных помещениях эти животные ориентироваться одновремено с помощью зрения и эхолокации.
Йосси Йовел (Yossi Yovel) и Саша Данилович (Sasha Danilovich) из Тель-Авивского университета изучили механизм восприятия египетских летучих собак.
В их первом эксперименте приняли участие четыре летучие собаки, каждая из которых была обучена из двух фигур — призмы или цилиндра — выбирать одну в условиях, когда они могут пользоваться только эхолокацией, только зрением или и тем, и другим.
В условиях, когда для определения местоположения летучим собакам были доступны обе модальности, они смогли успешно определить нужную фигуру: успех каждого участника составил 75 процентов и более. После этого эксперимент провели еще раз, выключив на площадке свет: таким образом собакам была доступна только эхолокация. В таких условиях их успех был намного хуже, и отметки в 75 процентов достигло только одно животное. После этого участникам, наоборот, было доступно только зрение: для этого использовали не твердые цилиндры и призмы, а фигуры той же формы, но из мягкого поролона, плохо отражающего звуковые волны. В этом случае обучение было успешным для всех летучих собак (кроме одной, которая в эксперименте участвовать отказалась). Наконец, в отсутствии зрительной информации и возможности эхолокации ни одна летучая собака не смогла найти нужную фигуру.
Таким образом, результаты этого эксперимента говорят о том, что летучие собаки могут не только эффективно использовать две модальности для ориентации в пространстве, но также — при наличии информации, доступной для обработки двумя каналами — предпочитают ориентироваться на зрение.
Для того, чтобы определить, могут ли летучие собаки транслировать информацию, полученную с помощью одной модальности, в другую, ученые провели второй эксперимент, в ходе которого четырем другим животным необходимо было научиться определять куб либо с ровной, либо с перфорированной поверхностью. Изначально обучение происходило в полной темноте и все четверо участников успешно его прошли. После этого свет в помещении включили, а кубы — закрыли прозрачными колпаками, чтобы избежать возможности определения цели с помощью эхолокации. Три из четырех летучих собак смогли правильно найти необходимый куб только по визуальным признакам выше уровня случайного попадания, и только одна затем повторила успех в полной темноте и в отсутствии возможности для эхолокации: исследователи предполагают, что эта особь могла пользоваться какими-либо другими каналами получения информации (например, обонянием).
Наконец, в последнем эксперименте ученые решили проследить за тем, как летучие собаки выбирают одну модальность из двух при наличии обеих в условиях, максимально приближенных к естественным. Для этого ученые построили подобие пещеры — лабиринт с двумя рукавами, вход в один из которых был прикрыт стеной либо черного, либо белого цвета. Результаты этого эксперимента показали, что в лабиринтах с черной стенкой собаки (всего в лабиринт по очереди запустили около 40 особей) чаще выбирают закрытый рукав, а вот если преграждающая путь стена белая — открытый, причем предпочтение черной стены увеличивается со снижением освещения. Это говорит о том, что в близкой к естественной ситуации летучие собаки ориентируются скорее на зрение, чем на эхолокацию, отдавая предпочтения стене одного цвета, а не другого. В ситуации с низкой освещенностью и плохо отражающей звук стеной летучие собаки все равно выбирали закрытый черной стеной рукав, а не открытый.
Авторы работы пришли к выводу, что во многих ситуациях (как экспериментальных, так и в условиях, близких к естественным) летучие собаки предпочитают ориентироваться в пространстве по визуальной информации, если такая возможность есть; если освещение не позволяет разглядеть пространство, то эхолокация становится основным каналом получения информации. При этом эхолоцировать животные не перестают даже при высоком освещении, что позволяет им собирать, а затем использовать полученную через этот канал информацию для своеобразного транслирования ее в информацию визуальную.
Египетские летучие собаки (Rousettus aegyptiacus) очень социальны и общительны. Детеныши издают высокие звуки частотой 8-15 кГц, а с возрастом частота уменьшается до 0,2-1,2 кГц. Как показали исследователи, частота издаваемых взрослым животным звуков зависит от «диалекта», принятого в популяции.
Биологи из Университета Тель-Авива отловили несколько беременных самок Rousettus aegyptiacus и рассадили их вольеры со звукоизоляцией. После рождения детенышей их разделили на три группы, в двух было по пять животных, а в третьей четыре. Матерей оставили со своими детенышами. В течение года молодым животным проигрывали звуки, имитирующие стаю мышей в 100-200 особей. Контрольной группе проигрывали «микс» из разных записей со средней частотой 564 Гц, а «опытным» группам низкочастотные звуки (менее 250 Гц) или высокочастотные (выше 1300 Гц). Исследователи в течение эксперимента четыре раза регистрировали, звуки какой частоты издают сами подопытные мыши.
Через 12 недель после рождения, животные издавали хаотичные звуки без всякой закономерности. К концу эксперимента у крыланов сформировались три четко различимых «диалекта» со смещением средней частоты издаваемых звуков в зависимости от звукового фона. Авторы работы назвали наблюдаемый эффект «обучение у толпы», тем самым подчеркнув, что для социальных животных важнее адаптироваться к «языку», принятому в сообществе, чем перенять его у конкретных учителей (например, родителей).