вид | Четверокрыл | Caprimulgus longipennis | Shaw | 1796 |
род | Козодой | Caprimulgus | Linnaeus | 1758 |
подсемейство | Настоящие козодои | Caprimulginae | ||
семейство | Настоящие козодои | Caprimulgidae | Vigors | 1825 |
отряд / порядок | Козодоеобразные | Caprimulgiformes | ||
надотряд / надпорядок | Новонебные птицы (Типичные птицы) | Neognathae | Pycroft | 1900 |
инфракласс | Настоящие птицы (Веерохвостые птицы) | Neornithes | Gadow | 1893 |
подкласс | Килегрудые птицы (Веерохвостые птицы) | Carinatae Ornithurae (Neornithes) Ornithurae (Neornithes) | Merrem | 1813 |
класс | Птицы | Aves | ||
надкласс | Четвероногие | Tetrapoda | Broili | 1913 |
подтип / подотдел | Позвоночные (Черепные) | Vertebrata (Craniata) | Cuvier | 1800 |
тип / отдел | Хордовые | Chordata | ||
надтип | Целомические животные | Coelomata | ||
раздел | Двусторонне-симметричные (Трёхслойные) | Bilateria (Triploblastica) | ||
надраздел | Эуметазои | Eumetazoa | ||
подцарство | Многоклеточные животные | Metazoa | ||
царство | Животные | Animalia | ||
надцарство | Ядерные | Eukaryota | Chatton | 1925 |
империя | Клеточные |
На фото — самец четверокрыла (Caprimulgus longipennis), птицы из отряда козодоеобразных (Caprimulgiformes), обитающей в Африке к югу от Сахары. На первый взгляд, он мало чем отличается от обыкновенного козодоя (Caprimulgus europaeus) — если не считать невероятно длинных перьев на крыльях. Эти перья, за которые птица получила свое латинское имя (longipennis — «длиннопёрый»), напоминают флажки: стержень пера несет опахало только на самой вершине. Их длина может превышать полметра — при длине тела самой птицы 21–22 см.
В воздухе такие перья — только помеха: никакой полезной аэродинамической функции они не несут и служат исключительно для привлечения противоположного пола. Когда же самец просто охотится за насекомыми, длинные перья беспорядочно мечутся позади птицы — может показаться, что ее преследуют две маленькие летучие мыши. Перья-флажки представляют собой видоизмененную пару второстепенных маховых перьев, и вскоре после размножения сменяются обычными — так что осенью и зимой оба пола практически неразличимы.
Вообще, вычурные украшения козодоям не свойственны: эти скрытные птицы ведут сумеречный образ жизни, а большую часть дня проводят, затаившись в кронах или на земле. Замысловатый узор их оперения позволяет идеально слиться с фоном, «превращая» птицу в сучок на ветке или часть мозаики опавших листьев. Впрочем, некоторые элементы окраса предназначены для общения с себе подобными — у обыкновенного козодоя это белые пятна на крыльях, хорошо различимые даже в сумерках. У самцов эти пятна крупнее, чем у самок, а их демонстрация происходит во время воздушных танцев, предшествующих образованию пары.
Брачный наряд четверокрыла куда более необычен, но устойчивые пары у него не образуются: четверокрыл — один из немногих «многоженцев» среди козодоев. Его брачные игры можно сравнить с поведением тетерева или глухаря: самцы собираются на коллективные токовища, где занимают свои участки и охраняют их от других самцов. Такие «концертные площадки» собирают до десяти участников; иногда между ними завязываются конфликты, но до настоящих драк дело не доходит. Противники ограничиваются «дуэлью взглядов», вышагивая по земле друг напротив друга у границы своих владений. Доказав превосходство, победивший самец низко проносится над припавшим к земле соперником. Если же конфликт происходит в воздухе, то самцы неспешно летают по кругу, при этом стараясь соблюдать дистанцию. Во время таких полетов птицы держат свои «вымпелы» почти вертикально — для этого у них имеется специальная мускулатура. Но настоящее представление начинается, когда на участке появляется самка, — хозяин участка совершает вокруг нее демонстративные полеты, сопровождаемые пением.
К слову, столь впечатляющие визуальные демонстрации плохо сказались на вокализации: песня четверокрыла — однообразная серия из коротких высокочастотных нот, напоминающая сигналы насекомых. По-видимому, ставка на эффектный танец и коллективное токование сделали песню не столь значимым компонентом брачного поведения. Это и понятно: быть «артистом широкого профиля» чересчур накладно, поэтому преимущество в развитии отдается какой-то одной сигнальной системе.
Можно задаться вопросом: почему такие украшения, явно мешающие нормальной жизни, приносят их обладателям успех в глазах противоположного пола? В рамках социобиологии — направления этологии, которое объясняет те или иные формы поведения с точки зрения их конечной эволюционной «выгоды», — длинные перья козодоя представляют собой пример так называемого гандикапа. Гандикап — признак, который требует от самца дополнительных затрат. Если он сумел остаться в живых, несмотря на такие трудности, это говорит о его хорошем физическом состоянии, а значит, и о «хороших генах». Однако проверить, что механизм выбора самок действует именно так, весьма сложно. Альтернативное объяснение состоит в том, что перьевые украшения играют роль сверхстимула (см. Supernormal stimulus): делая воздушные демонстрации более зрелищными, «танец с перьями» сильнее воздействует на самок. Впрочем, оба варианта не исключают друг друга, и список возможных объяснений ими далеко не исчерпывается — а половой отбор по-прежнему остается одной из самых дискуссионных тем в этологии.